Общие сведения о колесных парах
Колесная пара является одной из главных частей вагона. Она направляет движение вагона по рельсовому пути и воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы и обратно. Безопасность движения поездов во многом зависит от конструкции, материала, технологии изготовления и ремонта, а также качества осмотра колесных пар. Конструкция и содержание колесных пар оказывает влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.
Типы, основные размеры и технические условия на изготовление колесных пар определяются государственными стандартами, а содержание и ремонт - «Правилами технической эксплуатации железных дорог. РФ» и «Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар».
У стандартных осей типов РУ1-950 и РУ1Ш-950 диаметр шейки равен 130мм, предподступичной части - 194мм, средней части- 165мм.
Колесная пара для вагонов нового поколения с осевой нагрузкой 25т состоит из:
- оси, представляющей собой сплошной (или полый) вал переменного по длине сечения, состоящий из двух шеек оси диаметром 150мм, на которые устанавливаются на прессовой посадке двухрядные конические роликовые подшипники кассетного типа и буксовые узлы; двух предподступичных частей диаметром 185мм, на которые устанавливаются на прессовой посадке задние крышки с уплотнениями буксовых узлов; двух подступичных частей диаметром 210мм, на которые на прессовой посадке устанавливаются два колеса; и средней части оси диаметром 180мм. Все части оси механически обрабатываются и упрочняются накатыванием роликами. Торцевые части оси имеют три резьбовых отверстия М24, расположенные равномерно (120°) на окружности диаметром 100мм;
- двух колес наружным номинальным диаметром 957мм, установленных на подступичные части оси методом прессовой посадки. Колесо состоит из ступицы, диска и обода; зоны переходов от ступицы к диску и от диска к ободу выполняются без «перегибов» таким образом, чтобы максимально снизить влияние концентраторов напряжений; диск упрочняется наклепом дробью или другим методом; толщина обода обеспечивает возможность многократного восстановления профиля поверхности катания. Материал колес обеспечивает повышенную твердость после термообработки до 350-380 НВ, позволяющую поднять в 1,5-2 раза износостойкость гребня колеса и в 1,5-2 раза снизить выщербинообразование.